Разработка и оформление паспорта отходов, согласование в Росприроднадзоре

Проблема мусора на планете принимает угрожающий оборот. В одной только России каждый год объем отходов увеличивается чуть ли не вполовину. И одно дело гниющий на полигоне или сжигаемый пищевой органический мусор, и абсолютно другое – опасные для природы отбросы, подлежащие серьезной переработке. Для них и нужен паспорт отходов.

Что это за документ

Фирмы, индивидуальные предприниматели, заводы и фабрики, у которых во время производства товаров или предоставления услуг появляется мусор, обязаны оформить на него соответствующую документацию – паспорт отходов. Эта необходимая бумага сопровождает вывоз отработанного материала предприятия до отведенного ему места утилизации.

Правовая основа

Государство принимает активные меры по защите окружающей среды. На федеральном уровне издаются и утверждаются законы, приказы, положения и постановления по теме паспортизации утиля. Нужно быть очень внимательным, чтобы не запутаться в текущем законодательстве и не черпать информацию из уже потерявших силу документов, которые имеются в обилии.

Главным правовым документом является закон №89-ФЗ «Об отходах…», регулирующий деятельность по отношению к мусору. В нем заложены основные понятия и принципы политики обращения с токсичными отбросами и изложены требования к лицам, вырабатывающим мусор и отвечающим за его транспортировку, утилизацию и хранение.

Постановление Правительства России №712 – это конкретное руководство, как оформить паспорт отходов. Документ небольшого объема, четко структурирован и понятен даже неспециалистам. В правилах упоминается, что паспорт отходов должен делать каждый ИП или компания, у которых в результате деятельности образуется мусор. Указан срок действия и отмечено, что внесение изменений в уже заполненный паспорт не допускается. В конце документа размещен пример бланка паспорта опасного отхода.

Еще один документ, который используется при разработке паспорта отходов – 536-й Приказ Минприроды, где описываются факторы и свойства мусора, определяющие его к одному из классов. Также сюда можно отнести 242-й Приказ Росприроднадзора о создании классификатора – ФККО. Не менее важными являются и выпущенный этим же Министерством Приказ №792 и ФЗ №7 «Об охране окружающей среды».

Паспортизация по классам опасности

Если мусор, образующийся в процессе производства, угрожает здоровью человека или благополучию природной среды – на него следует оформить паспорт отходов. Это можно сделать, отнеся вырабатываемый утиль к одному из закрепленных законодательно классу:

  1. Чрезвычайно опасный.
  2. Высоко токсичный.
  3. Умеренно опасный.
  4. Менее всего опасный.
  5. Очень мало опасный.

Что такое паспорт отходов

По логике, не только производства, но и руководства жилищных кооперативов или СНТ и ОНТ, коммунальных служб должны оформлять паспорт отходов 1-4 класса опасности. Они не решают проблему самостоятельно, а заключают договоры с операторами, которые профессионально занимаются вопросом вывоза контейнеров. Так, твердый бытовой, называемый еще коммунальным, мусор также может включать опасные составляющие. Примером могут служить люминесцентные, ртутно-кварцевые или светодиодные лампочки, термометры и градусники, батарейки, отработанные масло и фильтры из инструментов.

Остальные отходы обычно относят к 5 классу опасности, имеющему очень низкий уровень влияния на окружающую среду и практически не нарушающему экологическую систему.

Паспорт отходов для СНГ практически не отличается по структуре и содержанию, но его составление регулируется собственными правовыми актами конкретного государства.

Когда документ не нужен

Паспорт отходов 1-4 класса опасности оформляется в случае, если вырабатываемая категория мусора есть в ФККО или нашлись веские основания для вписывания этого вида утиля в каталог и присвоения ему уровня токсичности в Роспотребнадзоре.

Но под эти общие правила не подпадает содержание помойных ведер  медицинских учреждений, радиоактивных элементов и биологических отходов, а также выбросы ядовитых веществ в воздух и сброс загрязненных стоков в водоемы. Паспорт опасных отходов в этой ситуации не составляется, поскольку указанные вещества слишком опасны для человека и природы и их утилизация регулируется специально для этого изданными федеральными законами.

Отходы 5 класса не требуют оформления паспорта. Однако предприятиям и индивидуальным предприятиям все равно нужно составить правовую документацию относительно него:

  • отчетность о количестве вырабатываемого мусора;
  • договор на вывоз отходов, заключенный и оплаченный;
  • описание обустроенной площадки для складирования мусора.

Кроме того, если наименование выбрасываемого отсутствует в ФККО, следует провести лабораторное исследование на предмет его токсичности. Только с бумажным подтверждением неопасности государственный экологический аудит отнесет новый вид отхода к мало ядовитому 4 классу и не выпишет внушительный штраф в размере 100 тыс. рублей.

Кто должен делать паспорт отходов

Составить для бизнеса паспорт отходов можно как самостоятельно, так и обратиться в организации по экологическому консалтингу.

Перевозка отходов

Если принято решение обратиться в профильную контору, следует обратить внимание на:

  • опыт фирмы в сфере;
  • наличие лицензий по экологии и собственной лаборатории для проведения исследований;
  • регулярность обучения специалистов.

Обычно услуга стоит недорого. А анализ конкретной ситуации и консультацию можно получить бесплатно.

Самостоятельное оформление

Составление паспорта — несложный, но трудоемкий процесс. Чтобы справиться с ним самостоятельно, нужны познания в экологическом законодательстве.

Разработка документа

Первоначально нужно проанализировать производимый мусор и решить, на какой нужен паспорт. Далее следует действовать так:

  1. Собрать все бумаги, касающиеся данных типов отходов (их состава, места хранения, типа переработки).
  2. Сопоставить, есть ли соответствующий вид мусора в ФККО.
  3. Если отход не внесен в каталог, придется сдать его на анализ в аккредитованную лабораторию для выяснения свойств утиля. И только после этого со всеми результатами и заявлением с обоснованием необходимости о внесении вида отходов в ФККО отправить в территориальный орган по надзору за природопользованием.
  4. Через 90 суток (при получении ответа о внесении типа мусора в каталог) можно передавать документы в Росприроднадзор на согласование.

Сам паспорт заполняется по проведении всех необходимых исследований.

Образец

Образец паспорта отходов, представленный ниже, размещен в конце 712-го Постановления Правительства РФ и является единственно верным типовым документом.

Образец паспорта отходов

Не стоит добавлять или исключать пункты на свое усмотрение.

Чистый бланк

На листе, помимо специальной информации, требуется указать название организации, ее местонахождение и почтовый адрес.

Большинство пунктов – категории отходов согласно МККО (код отхода, его состояние, за счет чего утратил потребительские свойства, класс опасности и др.), без его использования невозможно верно заполнить документ.

Заполненный пример

Заполнение проекта документа может вызвать вопросы, и если нормативная документация бессильна помочь, можно связаться с региональным отделением Росприроднадзора.

Паспорт отходов

Заполняя паспорт, следует учитывать, что ошибка – намеренная или случайная – может привести к аварии при транспортировке или утилизации отходов.

Срок действия паспорта

В случае, когда виды отходов были занесены в ФККО, срок действия документа бессрочен. Если же для оформления бумаги требовалось обновить каталог, нужно дождаться, пока он будет зафиксирован в конечном виде. Именно с этой даты начнет действовать паспорт.

Если вид деятельности компании по ОКПД, технологический процесс или фактический адрес производства изменяются, паспортизацию необходимо проводить заново.

Согласование в Росприроднадзоре

Документы необходимые для подачи в ведомство:

  • согласование об уровне опасности и сам паспорт отхода;
  • копии результатов проб, сделанных в лаборатории, и свидетельства об ее аккредитации;
  • протокол определения класса по форме ПП №536.

Ответ о согласовании или отказе должен поступить в течение 45 суток.

Какие возникают проблемы при паспортизации отходов

Основные сложности процесса заключаются в том, что не существует инструкций и четких образцов заполнения документов. На практике одни компании, как школьники, списывают необходимую информацию у тех, кому удалось согласовать бумагу.

Усложняет процедуру получения документа и процесс утверждения нового типа отходов в кадастровый каталог. Но для небольших компаний и стандартных офисов с пластиковыми стаканчиками и полосками из шредера в мусорной корзине, такая проблема не распространена.

Еще один небольшой подводный камень – это местные правила территориальных органов Росприроднадзора. От региона к региону могут существовать отличия в заполнении бумаги, сроках ее подачи и содержании необходимого пакета документов. Важно не терять времени и получить рекомендации от местного ведомства, чтобы не исправлять потом ошибки.

Штраф за отсутствие паспорта

Экологическое законодательство в России работает довольно строго. Отсутствие необходимого документа влечет административную ответственность. Пункты КоАП РФ 6.35, 8.2 и 8.2.3 описывают наказание юрлиц и ИП за нарушения правил оформления бумаги:

  • Приостановление деятельности компании на период до 90 дней.
  • ИП, фирмы и должностные лица могут быть оштрафованы на крупные суммы. Для организаций выплаты колеблются от 200 тыс. руб. до 350 тыс. руб.

Тяжесть наказания зависит от момента, на котором было пресечено экологическое преступление, и от того, какой ущерб уже был нанесен природе и человеку.

Не стоит относиться к составлению паспорта отходов, как к очередной бумаге. Следует расценивать его как серьезный документ и шаг к улучшению экологии в стране. Процедура оформления не так сложна, и служит он бессрочно.

Наши преимущества
лет
опыта

Собственное
производство

Индивидуальный
подход

Гарантия
качества

Только
качественные материалы

Бесплатный
проект

Низкие
цены

Выгодные
условия оплаты